Нужно ли наказывать ребенка? А если все же это произошло, то к каким последствиям может привести?
… Наказание порождает страх. Вы можете так напугать ребенка, что в результате он сразу же перестанет вести себя плохо. Но это лишь видимость того, что наказание принесло желаемый эффект. Внимательно наблюдая за поведением ребенка после наказания, вы заметите, что он старается найти способы, чтобы свести счеты со своими обидчиками. Он может дразнить младших братьев, сестер или домашних животных, получать плохие оценки в школе, портить свои или ваши вещи, убегать из дома и забывать о своих домашних обязанностях. Этот перечень негативных реакций на наказания можно продолжать еще долго. Наказывая, вы подменяете внутренний контроль ребенка за своим поведением необходимостью контроля со стороны других людей. Ребенок становится зависимым от взрослого, одно присутствие которого может вызывать в нем страх. Наказание не оказывает никакого влияния на развитие навыка отвечать за свои поступки. Напротив, наказывая, вы устанавливаете такие нормы поведения, при которых провинившиеся дети стараются выйти сухими из воды. А это ни в коей мере не способствует совершенствованию их собственных моральных принципов. Когда вы наказываете, ребенок становится либо чересчур уступчивым, либо слишком упрямым, а зачастую и мстительным. Он сосредоточивается на том, чтобы свести счеты с тем, кто его наказал, и не думает о последствиях своего недостойного поведения, о том, какой урок необходимо извлечь для себя.
   Прямой противоположностью поведения, контролируемого влиятельной личностью, является самоконтроль, основанный на ценностных ориентациях самого ребенка. Ребенок учится отвечать за свои поступки сам и ведет себя так, как считает необходимым.

Мне уже 3 года!                 Если Ваши малыши вступили в очень важный период своей жизни – дошкольное детство  и стали посещать дошкольное учреждение. Хотелось бы рассказать об основных особенностях детей преступивших 3 летний период.




Особенности развития детей от 3 до 4 лет.

 

Эмоциональное развитие ребенка этого возраста характеризуется проявлениями таких чувств и эмоций как  любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение  к окружающим,  сверстникам. Ребенок способен к эмоциональной отзывчивости - сопереживать, утешать сверстника, помогать ему, он может стыдиться своих плохих поступков, хотя, надо отметить, эти чувства неустойчивы. Взаимоотношения, которые ребенок четвертого года жизни устанавливает со  взрослыми и другими детьми, отличаются нестабильностью и зависят от ситуации.  Большим эмоциональным благополучием характеризуются девочки.
К трем годам ребенок повзрослел еще в одном отношении. У него начала появляться способность оценивать свои результаты. Приглядываясь к тому, что получается у других, и составляя для себя более ясный образ конечной цели, ребенок начинает стремиться к более совершенному результату. Поэтому дети уже могут огорчаться из-за того, что у них не получается задуманное. Вместе с тем такое стремление становится тем внутренним «мотором», который вызывает интерес к разным практическим средствам и способам действия и побуждает овладевать ими. Научившись клеить, ребенок может затем просто наклеивать одну бумажку на другую, осваивая новый способ и наслаждаясь своим умением.

кризис трех летОчень важный момент в развитии ребенка наступает тогда, когда он начинает осознавать себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями.
Наглядно представить это себе достаточно трудно, потому что все мы, взрослые люди, обладаем ощущением своего собственного «я» и полагаем, что иначе и быть не может. Тем не менее ребенок раннего возраста еще лишен этого ощущения. Он сам не отделяет тех чувств и желаний, которые у него возникают, от внешних причин, их вызвавших. Действительность для него гораздо более «текуча», более изменчива, чем для нас. Долгое время ребенок не осознает, что люди остаются одними и теми же в разной обстановке.
Тем более трудно малышу осознать отдельной личностью себя. Отношение к себе дети заимствуют у взрослых. Они называют себя в третьем лице, беседуют с собой, как с посторонним: уговаривают, ругают, благодарят.

Упражнение для родителей и детей
Цель: осознание важности понимания себя самого и понимания своего ребенка.
Родителям предлагается ответить на ряд вопросов. Отвечая на вопросы, родители заполняют таблицу, где отвечают за себя и за ребенка, оставляя место для реального ответа ребенка, который они получат уже дома. Родитель должен задать ребенку имеющиеся у него вопросы, записать ответы ребенка и сравнить их с теми, которые он предполагал.
Психолог может заранее опросить ребенка, и тогда обсуждение происходит сразу на консультации
Примерные вопросы:
Мое любимое животное и почему.
Мое нелюбимое животное и почему
Мой любимый цвет и почему.
Мой нелюбимый цвет и почему.
Моя любимая сказка
Сказка, которая мне не нравится.
В другом человеке мне больше всего нравится такая черта, как…
В другом человеке мне не нравится такая черта, как...
Если бы у меня была фантастическая возможность стать кем-то на один день, то я бы стал... Почему?
Доброго волшебника я попросил бы о... Почему?
А злого попросил бы о... Почему?
В каких животных превратил бы волшебник меня самого и членов моей семьи. Почему?
Важно, чтобы родители рассказали о себе, нашли то общее, что объединяет их самих и их детей.