Родители часто высказывают свои тревоги по поводу различных проблем, связанных с психическим развитием ребенка. К сожалению, часто это происходит с опозданием. Многие мамы считают, что надо дождаться, когда ребенку исполнится 6 лет. Занятия с ребенком сводятся к подготовке к школе.
В первые годы жизни ребенок предоставлен самому себе, к нему не предъявляют никаких требований, но вдруг ни с того ни с сего ласковые мамы превращаются в грозных. Ребенок не может понять этих изменений, он становится упрямым, непослушным, отказываются выполнять требования взрослых.
Невмешательство в раннем возрасте, а затем давление на ребенка в более позднем может только погубить в нем познавательные способности и вызвать сопротивление.
Поэтому заботиться о психическом развитии ребенка нужно как можно раньше, лучше еще до рождения, а начинать буквально с первых недель жизни.
Чтобы легче было понять, какими идеями руководствоваться, организуя развитие малышей, хотелось бы рассказать сказку про динозавров:
«В пору любви приходили динозавры на гору и откладывали на вершине яйца, чтобы они лучше прогревались солнцем. Скорлупа имела свойство: при наступлении неблагоприятных условий, она наращивала новый слой защищая детеныша.
Пришло время вылупляться динозаврикам. Но внезапно подул северный ветер, небо заволокло тучами, солнышко скрылось. Скорлупа тотчас же начала наращивать новые слои.
-остановись! Что ты делаешь? Я не могу вылупиться! – в отчаянии молил детеныш.
- Я выполняю свой долг, я защищаю тебя, - слышал он в ответ.
- Остановись! Я выживу,я приспособлюсь, дай мне только увидеть солнце, - умолял малыш.
- Я выполняю свой долг!
Так малыш динозаврик погиб, а скорлупа считала, что по отношению к нему честно выполнила свой долг.»
Грустная сказка, но она заставляет задуматься, а не поступаем ли мы взрослые так, как эта скорлупа. Ни уничтожаем ли ту энергию жизни, с которой родился маленький человечек, не сужаем ли мир ребенка, не ограничиваем ли его самостоятельность.

Ваш ребенок неповторим и развивается в своем личном темпе. Всегда помните об этом. Но существуют и общие показатели, на которые необходимо ориентироваться. Это точки опоры.

Хотелось бы отметить самые важные  особенности психического развития малышей с 1 до 3 лет.
·        Индивидуальные темпы развития и неоднородность этого возрастного периода. Каждый месяц и каждый день несет что-то новое.
·        Стремительность развития (60 – 70 % информации об окружающем мире ребенок получает в раннем возрасте и 30 – 40 % за всю оставшуюся жизнь).
·        Восприимчивость детей к обучению (то, что ребенок усваивает в 2,3,4 года, в дальнейшем дается с трудом).
·        Очень быстро формируются условные рефлексы (в т.ч. и негативные), но необходимо постоянное закрепление и повторение.
·        Высокая ранимость и эмоциональность. Не случайно принято говорить о хрупкости детской души. Незначительная на взгляд взрослого негативная эмоция, ребенком переживается как настоящее горе, равно как и несуществующая, по мнению взрослого положительная эмоция, ребенком переживается как огромное счастье.
Это предъявляет высокие требования к эмоциональному состоянию самого взрослого и уважению к чувствам ребенка.·        По мнению психологов именно в первые 3 года формируется личность человека.
·        Особенно хотелось обратить внимание на развитие речи. С 2 до 3 лет самый благоприятный период в речевом развитии. Речь тесно связана с мышлением и если речевые возможности не используются в полной степени начинает страдать интеллектуальная сфера, ребенку труднее построить общение со сверстниками.
Доказано, что с прекращением роста мозга продуктивность любого обучения падает в 80 раз. Мозг перестает расти в 7 – 7,5 лет. В первые шесть месяцев он достигает 50 % своего взрослого потенциала, к 3 годам – 80%. В дальнейшем ребенок развивается, используя базу, заложенную в раннем детстве.
Если вы не заложите с самого начала крепкий фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание: даже если оно будет красивым снаружи, оно все равно развалиться.
Раннее развитие – это и есть фундамент.
В первые шесть  лет ребенок развивается с потрясающей скоростью и физически и умственно. Поэтому очень важно стимулировать его развитие на каждой стадии.
А не сделаем ли мы хуже? Как же здоровье детей? От этого и надо «танцевать». Обучение должно доставлять удовольствие и радость, чтобы не получить классического закрепощенного маленького  страдальца за партой.Что делать?1.     Создайте развивающую среду малышу (пространство, игры и игрушки, предметы обихода, спортивный инвентарь, книжки с яркими красочными иллюстрациями, кассеты с музыкой, изоматериал и др…)
В такой среде ребенок начнет сидеть, ползать, ходить, петь, рисовать, читать скорее всего раньше, чем это определено официальными нормами.2.     Играйте с ребенком. Никакие самые лучшие развивающие методики не заменят спонтанную творческую игру.
3.     Обеспечьте ребенку общение с другими детьми и взрослыми. Учите жить  в коллективе.
Самое главное не пускайте развитие вашего малыша на самотек.Третий год жизни – великая эпоха, которая проходит под девизом «Я-сам!» ребенок переходит на новую следующую ступень своего развития.  В этот период ведущим становиться стремление делать все самостоятельно, но с другой стороны малыш еще не уверен в себе, не слишком умел, еще боится разлуки с матерью. Не лишайте возможности самостоятельно освоить что-то новое. Отказав в возможности учиться сейчас, вы создаете большие проблемы и для него, и для себя в будущем.    Есть такое понятие – «выученная беспомощность». Всякий раз говоря: «Дай-ка я сделаю сама. Ничего то ты не умеешь», вы учите ребенка быть беспомощным. Хвалите за любое даже маленькое достижение.      Во время протекания кризиса меняется и поведение ребенка. Негативизм, упрямство, строптивость, своеволие – кризисные симптомы. Внутри ребенка происходит конфликт с самим собой. Будьте терпеливы, спокойны, чаще общайтесь с ребенком. Старайтесь помочь, а не исправить.
От вас, родителей, зависит многое. Больше вам веры в себя и в возможности вашего малыша!